Особенности мифологического мышления в современной культуре

Миф в истории человечества

Миф является одной из ранних форм духовной культуры человечества. Ещё в древние времена люди пытались понять и объяснить происхождение и устройство окружающего их мира, что привело к возникновению мифологического мышления. Придуманные на начальных этапах развития общества истории, образы или даже отдельные ассоциации стали своеобразным толчком для дальнейшего познания мира и основой для современной культуры.

Мифология затронула многие сферы жизни. Современному человеку нередко приходится искать истоки того или иного явления, чтобы изучить его в полной мере. Например, без знания мифов невозможно понять сюжеты известных литературных и музыкальных произведений, смысл некоторых картин. Это говорит о том, что в основе каких-либо творений лежали мифологические образы.

В качестве доказательства можно привести древнегреческие мифы. Большинству античных авторов было свойственно наделять богов и героев самыми лучшими физическими и духовными качествами, красотой, властью, тем самым идеализируя их образы. Вероятно, это и послужило поводом к тому, что многие великие художники более поздних эпох изображали на своих полотнах этих персонажей и сцены из их жизни.

Знание мифа, с которым связана та или иная картина может дать нам полное представление о том, что на ней происходит, и помочь понять замысел автора. Если же этого знания нет, то остаётся довольствоваться созерцанием изображения, чего недостаточно при знакомстве с произведением искусства.

Можно привести немало примеров, которые свидетельствуют о положительном влиянии мифов на культуру и жизнь человечества в целом. Но стоит упомянуть, что существуют и негативные последствия этого влияния. Сюда можно отнести предпосылки к возникновению национал-социализма, которые в какой-то степени имеют мифологическую основу. Об этом можно сказать, вспомнив тамплиеров Ланца фон Либенсфельса.

Ланца воодушевлял Орден тамплиеров, и журналист начал активное изучение их истории, что подтолкнуло его принять послушничество в одном из аббатств в Вене, после чего постричься в монахи и начать преподавание в духовной семинарии. Этот период жизни стал для Ланца возможностью расширить свои знания в истории аббатства и публиковать их результаты.

Одним из ранних свидетельств зарождения специфического мировоззрения стал опубликованный комментарий Ланца к отпечатку на могильном камне, где был изображён человек, сражающийся с неизвестным животным. Ланц понял это как борьбу добра и зла, где зло – это животная природа, которая существует и в человеке. Такие ассоциации стали причиной появления расистского мышления. Ланц начал считать воплощением добра арийскую расу, а представителям негроидной расы приписывал животное начала, из-за чего они считались злом, отклонением от нормы.

Ланц не ограничился созданием этой идеологии. Чтобы пустить своё мировоззрение в массы, он начинает выпускать журнал «Остарта», идеями которого впоследствии увлечётся Гитлер и захочет создать свой Орден для защиты чистоты арийской расы.

Одним из элементов оккультизма в идеологии Гитлера является вера в существование страны Туле. Ещё французский писатель Луи Жак в своей книге «Сыновья Бога» рассказал о мифе, согласно которому представители народа Туле хотели стать сверхлюдьми и получить власть над миром. Немцы верили, что являются потомками этой расы, поэтому они должны стать господствующим народом и очистить человечество от зла, которое они видели в неарийских расах.

Поддержание некой связи с предками осуществлялось с помощью различной символики, что ещё раз напоминает о том, что в основе данного мировоззрения лежит мифология. В качестве священных знаков использовались руны, которые воспринимались германским народом не только как древняя письменность, но и как совокупность символов, обладающих таинственной силой. Главным примером использования этих знаков является свастика.

Возникновение национал-социализма во многом «обязано» древним мифологическим образам. Нельзя сказать, что эта идеология сыграла положительную роль в истории развития общества, влияние мифологии на культуру в целом огромно. На основе отдельных мифов возникло целое мировоззрение, охватившее умы тысяч людей.

Определение мифа

Понятие «миф» имеет множество определений. Но в первую очередь миф – это повествование, передающее представления древних людей о происхождении мира, месте человека в нём, о богах и героях.

В мифах отражены первые попытки людей объяснить явления, происходящие в окружающем их мире. Это привело к тому, что древний человек начал изображать действительность с помощью образов вымышленных существ, наделять предметы человеческими чертами, верить в богов, которые управляют всем вокруг.

Происхождение мифов связано с такими чертами архаического мышления, как антропоморфизм, анимизм, метаморфизм, тотемизм и магизм.

Существует две разновидности мифов:

1. космогонические (истории о сотворении мира, происхождении космоса и хаоса);

2. эсхатологические (о победе хаоса над космосом).

Все мифы принято условно разделять на тотемические, мифы о культурном герое и о трикстёре.

Тотемический миф

Первые представления древних людей об их предках отображены в тотемических мифах, которые утверждают родство между человеком и его тотемом, носящим зооморфный облик. Эта группа мифов часто служит для объяснения обрядов, священных для какого-либо племени, которое верит в своё родство с тем или иным тотемом.

Тотемические мифы участвуют в формировании образа культурного героя. Чаще всего эти персонажи связаны с какими-то глобальными задачами мироустройства: регулированием смены дня и ночи, созданием небесных светил.

Культурный герой

Культурный герой также может противостоять стихийным силам природного хаоса, который может отображаться в любой форме, например, в образе враждебного племени.

В мифах путь к героическому полон испытаний, одним из которых является обряд инициации (отсюда ещё одна группа группа мифов, называющихся инициационными или посвятительными), который даёт человеку возможность перехода на новый социальный уровень. Согласно данной группе мифов, люди, над которыми совершили определённый обряд инициации, приобретают новые возможности и даже могут стать героями, способными совершать подвиги.

Трикстёр

Если культурный герой в мифах обладает положительными качествами и использует свою силу с благими намерениями, то трикстёр – это его антипод. Все его действия чаще всего направлены на удовлетворение низменных прихотей. Однако иногда можно наблюдать, что культурный герой и трикстёр представлены в лице одного персонажа. Это обусловлено временем создания мифов, когда ещё не было установлено строгого миропорядка и правил поведения.

Индивидуальная и общественная мифология

Миф является важной частью человеческого сознания и в современном мире. Несмотря на то, что наука уже дала человеку множество ответов на вопросы о явлениях, происходящих вокруг, и мифология уже не нужна, чтобы объяснить тот или иной закон природы, общество не отказалось от каких-либо мифологических образов, хоть и изменило их на современный лад.

Если рассматривать миф в современной жизни именно как совокупность каких-либо фантастических образов, обрядов, то можно сказать, что в таком виде он может встречаться, например, в рамках семьи. Пожалуй, любые родители, чтобы заинтересовать своих маленьких детей, рассказывают им истории о вымышленных персонажах, в которых ребёнок верит до определённого времени.

В пример можно привести известного всем Деда Мороза, и подобных персонажей, с которыми знаком с детства, наверное, любой человек. В отличие от сказочных героев, о которых мы тоже часто узнаём в семье в раннем возрасте, эти образы в сознании ребёнка имеют право на жизнь, если можно так сказать. Он верит, что они существуют и даже контактируют с людьми. Формированию и укреплению этой веры способствуют взрослые, которые «доказывают» существование вымышленных персонажей (имитация следов Деда Мороза на полу, переодевание в его костюм одного из членов семьи).

До наших дней также дошли некоторые обряды, которые стали чем-то вроде семейных традиций. И если образ таких персонажей, как Дед Мороз, имеет преимущественно развлекательный характер, то такие обряды служат для сплачивания членов семьи. Например, некоторые люди соблюдают такую традицию: в пирожки собственного приготовления прячется кольцо или монета. И если за семейным обедом кому-то попадётся монета – его ждёт богатство, кольцо – скорое вступление в брак или встреча со своей парой. Данная традиция является «переделанным» обрядом гадания, к которому раньше относились достаточно серьёзно.

На протяжении многих лет менялись и обряды инициации, которые также являются значительной частью мифологии. И в более ранние периоды, и в наше время одним из ритуалов перехода на другой социальный уровень является вступление в брак. В силу стандартов той или иной эпохи менялся способ проведения самой церемонии, но до сих пор большинство людей считает, что день в свадьбы человек приобретает новый статус, на него ложатся определённые обязанности, он приобретает новые возможности, которых ранее у него не было.

Помимо каких-либо обрядов, традиций, которые знакомы если не всем, то многим людям, человеку присуща индивидуальная мифология. Это выражено совокупностью образов, идей, через которые мы стремимся познать мир и которые в какой-то степени формируют наше мировоззрение.

Личная мифология может отображаться через воображение, когда человек фантазирует и придумывает образы, относящиеся к определённой тематике, через попытки внести их в реальную жизнь и даже через сновидения, с помощью которых люди неосознанно могут воспроизвести в сознании то, с чем не справилось воображение. Стоит отметить, что многие люди считают сны чем-то необъяснимым, верят в то, что они сбываются, и даже пользуются какими-либо идеями, которые увидели в сновидении.

Практически любые, даже самые фантастические, образы, идеи, способы, которые человек придумывает или, возможно, где-то заимствует, но в результативность которых верит, он использует для того, чтобы правильно осмыслить явления окружающего его мира, приобрести какой-то статус в социуме и найти своё место в жизни.

Научно – исследовательские направления в изучении мифа

Попытки изучения мифологии предпринимались ещё в древние времена, но точной и общепринятой теории мифа не существует до сих пор. Однако такие учёные, как Афанасьев, Фрейд, Фрейзер внесли огромный вклад в изучение мифа, что помогло науке сделать рывок вперёд относительно данной задачи. В трудах этих авторов отображены основные теории происхождения мифологии.

Обрядовая или ритуалистическая теория

Основоположником данной теории является Фрейзер, который, благодаря огромному количеству полевого материала, описал её в своём главном труде «Золотая ветвь». Обрядовая теория связывает миф и относящийся к нему ритуал. Фрейзер считал, что обряд являлся для древних людей способом связи с чем-то высшим, с другой реальностью. Возникновение мифологии возводится автором к реальным событиям, которые впоследствии приобрели мифологический характер.

В своей «Золотой ветви» Фрейзер в качестве наиболее древней ступени человеческого мышления рассматривал магию. Он объяснял её ассоциациями по сходству (гомеопатическая или имитативная, подражательная) и по смежности (контагиозная. Автор считал магию заблуждением неопытного древнего человека и видел в ней положительные стороны лишь в том, что она способствовала формированию общественного порядка и влияла на власть (к власти чаще всего приходили жрецы, которые считались умнейшими людьми).
Сам миф Фрезер рассматривал не в качестве попытки человека объяснить явления окружающего мира, а как след от влияния обряда на жизнь людей.

Исходя из собственных исследований, Фрейзер выделяет три ступени умственного развития человечества: магию, религию и науку. Самыми древними являлись магические идеи, согласно которым человек мог изменять окружающий его мир с помощью всевозможных ритуалов. На смену пришли идеи религиозными, которые гласят, что всё в мире подчинено богам. С приходом науки обе эти ступени человеческого развития были признаны заблуждением людей, однако Фрейзер считает, что магия – это «древняя наука», а жрецы – первые ученые, которые стремились изучить и понять явления, происходящие вокруг. Препятствием было лишь отсутствие должных знаний о строении мира.

Психоаналитическая теория

Этой теории придерживался Фрейд. Он считал, что человек обладает особой областью мышления, то есть подсознанием, которое невозможно контролировать. И именно оно, по мнению Фрейда, воплощалось в сознании людей в форме снов и мифологических образов. Таким образом, получается, что содержание мифов – это отображение тайных страхов и желаний древних людей, которые они не контролировали.

В одной из своих главных работ «Тотем и табу» Фрейд вводит такое понятие, как «табу». Это явление как раз связано с психоаналитической теорией. Древний человек, не просто соблюдал запреты и боялся наказаний за их нарушение. Страх перед нарушением табу был в подсознании человека, вплоть до того, что люди считали отдельные запреты священными.

Возвращаясь к теориям возникновения мифа, стоит отметить, что их гораздо больше двух, все они имеют последователей, но, так как миф до сих пор не изучен до конца, назвать хоть одну из них гарантированно верной невозможно.
Ещё одним исследователем мифологии, придерживающимся своей теории, был Афанасьев. Он считал, что возникновение мифов связано с языком, на котором говорят на той территории, где эти мифы возникли. Поэтому для изучения мифологии Афанасьев считал необходимым обращаться к истории языка.

В своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьев в качестве воплощения древних языческих мифов рассматривает фольклор. Задачей автора было как раз восстановить эти мифы, несмотря на все искажения народного творчества за долгое время развития человечества и культуры.
Далеко не все идеи вышеперечисленных авторов являлись верными, многие взгляды оказались ошибочными, однако знаменитые труды этих исследователей стали основой для дальнейшего изучения мифа.

Постфольклор

С возникновением новых видов деятельности, творчества в употребление вошёл термин «постфольклор». Это понятие представляет область культуры, которая основывается на фольклорных и даже мифологических мотивах, но не подходит под определение традиционного фольклора.

Возникновение постфольклора связано с расслоением общества по социальному, профессиональному, возрастному признакам, разделением его на отдельные группы, так называемые субкультуры. Чаще это явление наблюдается среди молодёжи, но стремительное развитие современной культуры заставляет в какой-то степени приобщаться к постфольклору и более старшее поколение.

Одной из отличительных черт постфольклора является то, что он существует не только в устной и письменной, но и в электронной форме, чего раньше нельзя было представить.
Распространёнными формами являются орнамент, граффити, татуировки, одежда и прически, присущие определённой группе, современные посвятительные обряды.
Даже группы фанатов какой-то известной личности, объединённых любовью к этому человеку, можно отнести к постфольклору, потому что культ личности чаще всего подразумевает наличие у представителей данной группы собственной символики, названия, стиля, то есть особенностей, которые делают эту общность узнаваемой для окружающих.

В качестве примера можно привести относительно молодую группу фанатов, имеющих необычное название «мэловинаторы», которое произошло от имени их кумира – украинского певца Melovin’а.
Представители данной группы носят на левой руке чёрную или красную нить, чтобы, как они сами говорят, «мэловинаторам» было проще узнавать друг друга на улице.
Кроме этого «мэловинаторы» предпочитают чёрную или тёмную закрытую одежду, иногда надевают на левый глаз голубую линзу, чтобы максимально приблизить свой образ к образу кумира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.