Развитие речи ребенка

Одной из задач подготовки ребенка к школе является развитие речи. Если ребенок посещает детский сад, то занятия по развитию речи являются обязательными в программе обучения дошкольников. Если ребенок не посещает детский сад, то развитием речи желательно заниматься дома и это не сложно и не занимает много времени.

Развитие речи ребенка является важным направлением подготовки ребенка к школе. Если ребенок посещает детский сад, то программа занятий с воспитанниками дошкольных учреждений обязательно включает занятия по развитию речи ребенка. Если ребенок не посещает детский сад, то развитием речи желательно заниматься дома. Причем эти занятия с ребенком дома не отнимают много времени.

В среднем к пяти годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Если ребенок к пятилетнему возрасту не произносит правильно звуки, то необходимо обратиться к логопеду. Поскольку дети, неправильно произносящие отдельные звуки, могут и писать их неправильно. Большинство детских садов имеют в своем штате логопеда. Обычно в детском саду для детей в возрасте от четырех лет проводят обследование на предмет правильного произношения звуков. А по итогам обследования при необходимости формируют логопедические группы для занятий с детьми.

Если дети неправильно произносят отдельные звуки, то родителям стоит обратить внимание и на свое произношение, и при ребенке самим говорить правильно и четко.

Помимо правильного произношения к школе ребенок еще должен уметь и четко выражать свои мысли, отвечать на вопросы, составлять связный рассказ о чем-либо, поддержать беседу. Чтобы ребенок хорошо владел словом, важно и читать книги ребенку и беседовать о прочитанном.

При прочтении сказки или рассказа необходимо, чтобы ребенок понял смысл читаемого. Для этого по ходу текста можно останавливаться и пояснять смысл отдельных слов или высказываний, обращать внимание на оттенки их значения, на образное их употребление, приводить примеры о том, какие подобные жизненные ситуации можно выразить такими словами.

После прочтения произведения желательно задать вопросы ребенку, чтобы выяснить насколько он запомнил и усвоил смысл прочитанного, попросить высказать свое отношение к произведению, какие полезные уроки можно извлечь, уточнить с помощью наводящих вопросов про героев сказки или рассказа (кто добрый или злой, ленивый или трудолюбивый, вежливый или грубый и т.д.). Можно выяснить о том, какое впечатление на него произвело прочитанное? Понравилось или нет? Что или кто конкретно понравился, а кто не понравился? В такой беседе о прочитанном ребенок учится связно разговаривать, выражать свои мысли правильно.

А также желательно попросить ребенка пересказать прочитанное произведение. Возможен и такой вариант, когда произведение недочитывают до конца и просят ребенка рассказать о том, что произойдет дальше, по его мнению, придумать окончание сказки или рассказа. Это побуждает ребенка к логическому мышлению.

Вовсе не обязательно читать и рассказывать детям новые произведения. Можно повторять прочитанные ранее произведения. Дети, в свою очередь, вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, поправляют, когда была допущена неточность при рассказе.

Для развития речи и образного мышления детям полезно читать скороговорки, заклички, потешки, пословицы, загадывать загадки.

Желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

Можно поиграть с ребенком в следующую игр: прочитать отрывки из знакомых сказок и попросить ребенка сказать, из каких они сказок. Можно попросить нарисовать по одному герою из каждой сказки.

При рассматривании картинок, фотографий, рисунков можно попросить ребенка найти предметы, к которым можно поставить вопрос «что?» или найти то, в отношении чего можно поставить вопрос «кто?». При просмотре соответствующих картинок — спросить о том, кто как подает голос (например, корова мычит, ворона каркает, свинья хрюкает, петух кукарекает, гусь гогочет, филин ухает, кукушка кукует, медведь ревет, лев рычит, курица кудахчет, голубь воркует, собака лает и т.д.), кто что делает (например, парикмахер стрижет, врач лечит, строитель строит, пожарный пожар тушит, почтальон доставляет почту, повар еду готовит, дворник подметает и т.д.)

Занятия по развитию речи можно совместить с прогулкой на улице, с походом в детский сад или в магазин и т.д. Например, утром по дороге в детский сад можно поиграть в игру «назови противоположное по смыслу слово» (горячий — холодный, день — ночь, мокрый — сухой, острый — тупой, большой — маленький, узкий — широкий, луна — солнце, утро — вечер, белый — черный, солнечно — пасмурно, зима — лето , сломанный — исправный и т.д.) То есть взрослый называет слово, а ребенок находит ему слово, противоположное по значению. Таким образом, знакомим ребенка со словами- антонимами.

Другие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.