История дымковской игрушки

Аппликация Дымковская игрушка

Как начиналась история дымковской игрушки

Разные деревни и слободки на просторах России специализировались на различных промыслах. Всем известны жостовские подносы, павловопосадские платки и, конечно же, дымковская игрушка.

История дымковской игрушки

Не было бы счастья, да несчастье помогло! Царь Иван Грозный, забрав под свою руку непокорный город Великий Устюг, заселил его выходцами из чужих земель, а местных жителей переселил в город Хлынов (позднее он получил название Вятка). Селились люди, как привыкли: торговцы рядом с торговцами, охотники — с охотниками. А ремесленники основали свою слободу.

И вот, более четырехсот лет назад, возник в слободе Дымково на вятской земле оригинальный художественный промысел: производство расписных глиняных игрушек, чаще всего — свистулек. Промысел этот до 30-х годов XX века считался занятием чисто бабьим, мужчины были заняты только на обжиге — работе, требующей физической силы. Изготавливались игрушки по окончании полевых работ, в длинные зимние дни. Так люди готовились к весеннему празднику Свистунья, уцелевшему с еще дохристианских времен, и приспособленному к православным святцам.

Промыслом занимались вручную и целыми семьями. Сначала глину копали, затем вымешивали, подготавливали мел для побелки. Среди семей умельцев возникали настоящие династии – Кошкины, Пенкины, Никулины. Начиная с осени и до весны, умелицы лепили, сушили, а потом обжигали изделия. Затем их белили мелом, расписывали яичными красками, украшали поталью.

Традиционными цветами росписи считаются:

• красный;
• жёлтый;
• зелёный;
• синий;
• малиновый.

Наступала весна, и пронзительным свистом из жилья и хозяйственных пристроек изгонялась «зимовавшая» там нечисть. Делали это дети, которым игрушки и дарились. Кстати, дети и сами порой лепили и расписывали «болванцы».

Со временем кроме свистулек начали создавать очаровательные глиняные игрушки в виде людей, животных и птиц. По мнению исследователей это происходило в конце XIX века. Также изменилось и значение игрушек — они стали превращается в произведение искусства. Популярными стали кавалеры, всадники, барышни и барыни в пышных платьях, модницы с зонтиками и другие персонажи. Умелицы также начали изготавливать не только отдельные фигурки, но и композиции на бытовые и сказочные сюжеты.

Значение дымковских игрушек

Культовое значение игрушки давно утрачено. В наше время изделие дымковских мастеров — не столько забава, сколько произведение искусства, достойное любования и восхищения. Никакого поточного производства не допускается, каждый экземпляр — авторский, с игрушкой от начала до конца работает один мастер. Собственно, не все дымковские игрушки даже сохранили свое первоначальное предназначение: быть свистульками. Ими просто любуются, их коллекционируют, с их помощью познают характер народа.

Эволюция игрушки

Интересна эволюция игрушки. Конечно, самые древние образцы не сохранились, но несколько игрушек трехсотлетней давности каким-то чудом уцелели. Вначале это были более тонко вылепленные скульптурки, с тщательно вылепленными чертами лица, с точным соблюдением пропорций фигуры. И окраска их была более скромной, превалировал коричневый цвет, немного желтого и белого. Но с течением времени игрушка стала декоративней, и если посмотреть на те, что изготовлены, скажем, полтораста лет назад, можно четко определить уже сложившуюся, более лаконичную, можно сказать, импрессионистскую технику лепки и специфику раскраски фигурок. Кстати, фасоны одежды, ‘надеваемой» на игрушку, сложились тоже тогда, и с тех пор сохраняются без изменений: платья с кринолинами, фартуки с пышными оборками, кокошники на няньках, особого фасона мужские шляпы, военные мундиры и т.п.

Промысел чуть было не сошел на нет. Во второй половине XIX века традиция изготовления дымковской игрушки стала угасать ввиду многочисленности подделок из более дешевых материалов. Но начало XX века охарактеризовалось ростом интереса к истинному народному творчеству: былинам, ткачеству, резьбе и, конечно же, изготовлению игрушек. К счастью, техника производства была еще не забыта, и дымковская игрушка «восстала из пепла», перестав к тому же быть чисто женским занятием. Потомственная мастерица А.А. Мезрина и художник А.И. Деньшин активно продолжали и популяризировали традиции промысла. Благодаря их работе дымковская игрушка сохранилась в тяжёлое для страны время, получила возможность для дальнейшего развития.

Около восьмидесяти лет назад за изготовление и роспись игрушек, ввиду огромного спроса на них и необходимости работы с большими массами сырья, взялись и мужчины.

Дымковская игрушка сегодня

На сегодняшний день сохранением дымковского промысла занимается целая группа мастериц, каждая из которых создаёт уникальные авторские работы.

Благодаря этому дымковские изделия, по-прежнему остаются штучным товаром и высоко ценятся. Современной дымковской игрушке присуще разнообразие тем — герои сказок, былин, бытовые сценки, исторические персонажи и т.д.

Также для неё характерна яркость и проработанность деталей в сочетании с традиционными канонами лепки и росписи. Поэтому эта игрушка не теряет своей популярности, является брендом Вятского края и достоянием всей российской культуры.

Для дальнейшей популяризации бренда в Кирове был установлен памятник дымковской игрушке, открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность».

Игрушка также была представлена среди других народных промыслов на открытии Олимпиады в Сочи. Помимо этого игрушку можно увидеть в частных коллекциях, и экспозициях крупнейших музеев нашей страны.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина
admin
Оцените автора
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.