Мир наоборот, или Для чего ребенку небылицы

Русские небылицы для детей.

Зачем небылицы нужны детям

Сегодня вряд ли можно найти родителей, которых бы не волновала проблема развития ребенка. Под руководством взрослых дети играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, вырезают, складывают конструкторы, мозаики и пазлы. Им читают стихи, рассказы и сказки. Но существует литературный жанр, который зачастую незаслуженно игнорируют не только родители, но и некоторые воспитатели. Речь идет о небылицах.

Эти творения чем-то похожи на сказки, но в последних сохраняется некоторое ощущение реальности, а вот в первых намеренно нарушается очередность событий, логика действий героев.

Казалось бы, зачем небылицы нужны детям, ведь задача взрослых – объяснить малышу как правильно, а как неправильно, что так бывает, а так не бывает. Однако дело как раз в том, что ребенок познает мир «от противного». В результате – он лучше запоминает. Подобную закономерность заметил еще Корней Иванович Чуковский и описал ее в своей книжке «От двух до пяти».

Чтение небылиц развивает внимание, мышление и воображение ребенка, воспитывает у него чувство юмора и, как это ни парадоксально, позволяет ощутить границы реальности. Он учится не принимать все на веру, а это очень важно во взрослой жизни.

Знакомить малыша с небылицами можно с трех лет. Для этих целей подойдут небольшие фольклорные произведения с понятным ему сюжетом. Например:


Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла,

Ваня в лес пошел,

Лисий хвост нашел.


Или так:


Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.


После прочтения взрослый просит ребенка объяснить, как бывает на самом деле.

Детей постарше знакомят и с авторскими небылицами. К этому жанру обращались многие детские поэты, среди которых Д. Хармс, Г. Сапгир, Б. Заходер, Я. Бжехва, А. Усачев и другие. У подросшего ребенка уже недостаточно просто спросить, как бывает и как не бывает. Важно дать волю его фантазии.

Например, прочитав стихотворение-небылицу Яна Бжехвы «На Горизонтских островах», взрослый предлагает малышу нарисовать или слепить эти таинственные острова или даже придумать свои.

После прослушивания песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» интересно вместе с ребенком придумать и нарисовать существо, у которого «такие перья, рога такие, копыта очень стройные и добрая душа». Конечно, взрослый выполняет лишь роль подсказчика, а все остальное ложится на плечи малыша.

Или же пусть «изобретет» аппарат для сбора клюквы как герой Ю. Энтина из стихотворения «Небылицы». Идея воплощается в рисунке, аппликации или композиции из пластилина. Также подойдут кубики, детали конструктора, природный материал (шишки, желуди, каштаны). Потом ребенок с удовольствием расскажет о своем «ноу-хау».

Небылицы для детей – это не только литературные произведения, но и картинки, раскраски. Полезно предложить малышу определить, что перепутал художник, раскрасить черно-белую картинку-небылицу. Возможно, впоследствии он сам захочет нарисовать что-то необычное. Наконец, с небылицами ребенок знакомится в детском театре, во время просмотра мультиков и детских кинофильмов.

Впрочем, чрезмерно увлекаться подобными произведениями тоже не стоит. Любой абсурд, парадокс, выход за пределы реальности ослабляет психологическую защиту человека, а дети более чувствительны, чем взрослые. Поэтому игры с небылицами лучше сочетать с чтением произведений других жанров (сказки, рассказы), с иными, но не менее интересными занятиями (слушание музыки, прогулка во дворе, поездка на дачу и т. д.).

Русские небылицы для детей

«Небывальщины-небылицы…»

Небывальщины-небылицы

Лежат в бабушкиной светлице,

Завёрнуты в тряпицы

В медом ларце

На дубовом поставце,

Кого хочешь — позабавь,

А ларец на место поставь.

«У Иванова двора…»

У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

Пришёл дедушка Фома,

Расседая борода.

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

Ульяна, Ульяна

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Пойдем-ка с нами,

В новую деревню;

Во новой деревне

Во старом селенье

Много див узнаешь:

Курочка в сережках,

Петушок в сапожках,

Козел в новых портках.

Коза в сарафане,

А бык, в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже, —

Нет ее дороже.

Вы послушайте, ребята

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой,

От конька -горбунка

И медведя плясунка:

Облоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь хотят,

Полетели, полетели

И на воздухе присели.

Косолапый медведь

С мухи шкуру содрал,

Полусапожки себе сшил,

В полусапожках щеголял,

Поскользнулся и упал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.