Окружающий мир и развитие ребенка

Окружающий мир и развитие ребенка

Окружающий мир и развитие ребенка во время обычных прогулок.

Ребенок в первые годы жизни стремится познать все вокруг. А вместе с ребенком родители заново открывают для себя окружающий мир.

Сейчас нет недостатка в книгах, красочно иллюстрированных и рассказывающих об окружающем нас мире. Они содержат начальные сведения для детей о животных и птицах, растительном мире, насекомых, грибах, рыбах и т.д.

При всем этом родители могут тоже многое рассказать своим детям об окружающем мире. Обыкновенная прогулка может приносить ребенку каждый раз что-то новое. Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Гуляя с ребенком, обращаем его внимание на все и вся вокруг. Таким образом, тренируем все органы чувств. В итоге происходит естественное пополнение практических знаний у ребенка, опыта, развитие воображения, внимательности, наблюдательности.

Окружающий мир и развитие ребенка через наблюдение

Наблюдение за погодой

75% информации мы получаем через органы зрения. Прогуливаясь вместе с ребенком наблюдаем за луной и солнцем. Рассказываем как день сменяет ночь, а ночь — день. Сутки распадаются на утро, день, вечер, ночь. В какое время суток на небе светит луна, а когда — солнце. В какое время года дни короче, а когда — длиннее. Наблюдаем за солнцем и отмечаем восход и закат солнца. Обращаем внимание ребенка на полнолуние, когда луна похожа на круглый диск. А также наблюдаем за растущей луной (новолуние) и за тем, как луна убывает и начинает походить на серп или на букву «С».

Окружающий мир и развитие ребенка

Наблюдаем с ребенком за погодой и отмечаем, когда на улице ясно, а когда пасмурно.

Развитие ребенка в любую погоду

Есть ли ветер на улице, дождь или светит солнце.

Рассматриваем небо, какие облака на небе. Развиваем воображение ребенка — на что похожи облака — на зверушку, птичку, какой-то предмет.

Наблюдение за сменой времен года

Наблюдаем вместе с ребенком за сменой времен года — зима, весна, лето, осень. Отмечаем характерные черты. Когда тает снег и появляются почки, а затем листочки на деревьях. Какого нежно-зеленого цвета листочки на деревьях в мае и какого насыщенно зеленого, темно-зеленого цвета листья на деревьях в разгаре лета, как меняют листочки свой зеленый цвет на желтый или красный осенью.

Окружающий мир и развитие ребенка. Лес

Рассматриваем деревья хвойные и лиственные, вечнозеленые и меняющие свой цвет. Какие иголки у хвойных деревьев — длинные или короткие, мягкие или колючие. Какие плоды растут на хвойных деревьях и какой формы. Какие листья на деревьях, какой формы, как цветут деревья.

Наблюдение за птицами

Наблюдаем за птицами. Кто как поет и чем питается, какой окрас оперения у птиц, кто из птиц улетает в теплые края, а кто остается зимовать. Обращаем внимание на хищных птиц.

Наблюдение за природными явлениями

Наблюдаем за радугой. Из каких цветов состоит радуга. Называем цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Чтобы запомнить цвета радуги, можно озвучить небезызвестную фразу — «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Можно нарисовать радугу на асфальте цветными мелками.

Наблюдение за растениями

Наблюдаем за цветами. Когда начинают цвести тюльпаны, одуванчики, мать и мачеха, ромашка, клевер, нарциссы, георгины, астры, сирень. Что за чем цветет.
Можно нарвать букетик цветков полевых и поставить в воду дома, наблюдать за ними. На прогулке собираем интересные камешки, шишки, опавшие листья с деревьев. Из них можно будет сделать дома гербарий, поделку для себя и для детского сада.

Развитие наблюдения у ребенка

Развиваем обоняние

Гуляя вместе с ребенком, обращаем его внимание на то, как пахнет зимой, весной, летом и осенью.

Развитие обоняния

Особенно благодатная пора на запахи- это весна и лето. Как пахнет цветущая черемуха, яблоня, сирень, одуванчик или ромашка, клевер и т.д. Описываем ребенку аромат цветущих деревьев, кустарников, цветов — сладкий, терпкий, едва уловимый, нежный и т.д. Как пахнет свежескошенная трава, какой запах у реки. Как пахнет опавшая листва осенью. Как пахнет после дождя трава.

Развиваем слух

Слушаем вместе с ребенком пение птиц, учимся различать голоса разных птиц. Слушаем как зудит комар, жужжит пчела или шмель, какие звуки издает стрекоза и кузнечик в траве. Слушаем голоса животных. Слушаем шум дождя, как скрипит снег под ногами, как гремит гром, гроза. Слушаем шелест листьев деревьев и травы при ветре. Как шумит вода в реке. Бросаем камни в воду и слушаем звуки.

Развиваем вкус

Если посчастливится прогуляться по лесу, то можно попробовать на вкус лесные ягоды — малину, смородину, землянику, шиповник и т.д.

 Развиваем осязание

На прогулке с ребенком отмечаем, тепло или холодно, жарко или прохладно. То есть развиваем ощущения:

  • дуновение ветра
  • капли дождя попадают на кожу
  • снежинки тают на руке
  • пробуем на ощупь песок, камни, прутики, листочки, плоды, цветы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.