Окружающий мир и развитие ребенка

P013

75 % информации мы получаем через органы зрения. Поэтому даже обычная прогулка с ребенком может каждый раз пополнять практические знания ребенка.

Ребенок в первые годы жизни стремится познать все вокруг. А вместе с ребенком родители заново открывают для себя окружающий мир.

Сейчас нет недостатка в книгах, красочно иллюстрированных и рассказывающих об окружающем нас мире. Они содержат начальные сведения для детей о животных и птицах, растительном мире, насекомых, грибах, рыбах и т.д.

При всем этом родители могут тоже многое рассказать своим детям об окружающем мире. Обыкновенная прогулка может приносить ребенку каждый раз что-то новое. Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Гуляя с ребенком, обращаем его внимание на все и вся вокруг. Таким образом, тренируем все органы чувств. В итоге происходит естественное пополнение практических знаний у ребенка, опыта, развитие воображения, внимательности, наблюдательности.

1. Наблюдаем и рассматриваем на прогулке.

75% информации мы получаем через органы зрения. Прогуливаясь вместе с ребенком наблюдаем за луной и солнцем. Рассказываем как день сменяет ночь, а ночь — день. Сутки распадаются на утро, день, вечер, ночь. В какое время суток на небе светит луна, а когда — солнце. В какое время года дни короче, а когда — длиннее. Наблюдаем за солнцем и отмечаем восход и закат солнца. Обращаем внимание ребенка на полнолуние, когда луна похожа на круглый диск. А также наблюдаем за растущей луной (новолуние) и за тем, как луна убывает и начинает походить на серп или на букву «С».

P2371

Наблюдаем с ребенком за погодой и отмечаем, когда на улице ясно, а когда пасмурно.

P2372

Есть ли ветер на улице, дождь или светит солнце. Есть ли на небе облака и какие.

Наблюдаем вместе с ребенком за сменой времен года — зима, весна, лето, осень. Отмечаем характерные черты. Когда тает снег и появляются почки, а затем листочки на деревьях. Какого нежно-зеленого цвета листочки на деревьях в мае и какого насыщенно зеленого, темно-зеленого цвета листья на деревьях в разгаре лета, как меняют листочки свой зеленый цвет на желтый или красный осенью.

P379

Рассматриваем деревья хвойные и лиственные, вечнозеленые и меняющие свой цвет. Какие иголки у хвойных деревьев — длинные или короткие, мягкие или колючие. Какие плоды растут на хвойных деревьях и какой формы. Какие листья на деревьях, какой формы, как цветут деревья.

Наблюдаем за птицами. Кто как поет и чем питается, какой окрас оперения у птиц, кто из птиц улетает в теплые края, а кто остается зимовать. Обращаем внимание на хищных птиц.

Наблюдаем за радугой. Из каких цветов состоит радуга. Называем цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Чтобы запомнить цвета радуги, можно озвучить небезызвестную фразу — «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Можно нарисовать радугу на асфальте цветными мелками.

Наблюдаем за цветами. Когда начинают цвести тюльпаны, одуванчики, мать и мачеха, ромашка, клевер, нарциссы, георгины, астры, сирень. Что за чем цветет.
Можно нарвать букетик цветков полевых и поставить в воду дома, наблюдать за ними. На прогулке собираем интересные камешки, шишки, опавшие листья с деревьев. Из них можно будет сделать дома гербарий, поделку для себя и для детского сада.

P2374

Рассматриваем небо, какие облака на небе. Развиваем воображение ребенка — на что похожи облака — на зверушку, птичку, какой-то предмет.

2. Развиваем обоняние.

Гуляя вместе с ребенком, обращаем его внимание на то, как пахнет зимой, весной, летом и осенью.

P237

Особенно благодатная пора на запахи- это весна и лето. Как пахнет цветущая черемуха, яблоня, сирень, одуванчик или ромашка, клевер и т.д. Описываем ребенку аромат цветущих деревьев, кустарников, цветов — сладкий, терпкий, едва уловимый, нежный и т.д. Как пахнет свежескошенная трава, какой запах у реки. Как пахнет опавшая листва осенью. Как пахнет после дождя

3. Развиваем слух.

Слушаем вместе с ребенком пение птиц, учимся различать голоса разных птиц. Слушаем как зудит комар, жужжит пчела или шмель, какие звуки издает стрекоза и кузнечик в траве. Слушаем голоса животных. Слушаем шум дождя, как скрипит снег под ногами, как гремит гром, гроза. Слушаем шелест листьев деревьев и травы при ветре. Как шумит вода в реке. Бросаем камни в воду и слушаем звуки.

4. Развиваем вкус.

Если посчастливится прогуляться по лесу, то можно попробовать на вкус лесные ягоды — малину, смородину, землянику, шиповник и т.д.

5. Развиваем осязание.

На прогулке с ребенком отмечаем, тепло или холодно, жарко или прохладно. То есть развиваем ощушения — дует ветерок, капли дождя попадают на кожу, снежинки тают на руке, пробуем на ощупь песок, камни, прутики, листочки, плоды, цветы.

Другие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.