Окружающая действительность в народных поверьях

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Огонь и водасвятые, поэтому считалось большим грехом ругать эти святыни, или плевать на них. Нельзя бросать в огонь грязь и мусор; все знали, что с ним надо быть осторожным. Об огне говорили так: «Это наш дорогой гость. Если он рассердится и заберет, то уже никогда не вернет». Кто на огонь плюет, тот на том свете будет лизать раскаленную сковороду. Огни на болотах и в ярах могли указывать на зарытые клады. Увидев такой огонек, надо бросить в него шапкой, и клад выйдет изпод земли. Если кто на пожаре украдет, тот в свой дом пожар перенесет. Человека, который подпалил дом, можно было увидеть через обручальное кольцо.
Очень ценилась «непочатая вода». Эта вода, набранная до восхода солнца из трех или семи колодцев, была пригодна для всяких чар и оберегов. Нельзя посторонним людям пить воду из семейной кружки. В одних поверьях это значило, что мужа уведут, а в других, – что в семью будут вмешиваться посторонние. Нельзя вечером воду выливать, потому что, вступив в нее, можно заболеть.
Вода считалась священной. Наши предки старались ее не осквернять. От кожных болезней произносили заговор на воду: «Ульянаводица, как ты очищаешь луга, берега, очисти и исцели раба божьего…». Чудодейственной силой, считали, обладала наговоренная вода, над которой шептал знахарь. Был обычай бросать деньги в колодец, чтобы не переводилась вода, или бросали монетки в реку, как выкуп за душу утопленника.
Растения так же жизненно необходимы человеку, как и вода, поэтому их место значительно в традиционных верованиях и обычаях.
Дуб ассоциировался с казаком. Когда рождался сын, родители по народному обычаю высаживали два желудя. Когда рождалась дочьсеяли зерна калины.
Бузина считалась дьявольским растением, в ее ветвях черт отдыхает. Под ней нельзя сидеть или лежать, так как может скрутить человека. Липа отводит проклятья, которые посылают мужьям жены. Наросты на липахэто и есть женские проклятья. Их липа нейтрализует. Где верба, там и вода, где вода, там и верба. В любистке купали девочек, чтобы их потом парни любили. Трава зверобойот ста недугов. Кол из осины забивали в могилу того, кто ходил после смерти.
Широко распространенным было верование в чудодейственную силу мака. Особую силу имел полевой мак. По поверьям, нечистая сила очень неравнодушна к зернам мака; увидев их, ведьма ничего не могла делать, пока не соберет все до единого зернышка. Особенно их завораживал мак, освященный на праздник Спас. Чтобы оградить от ведьмы дойную корову, хозяин ее обсыпал освященным маком, приговаривая: «Когда этот мак соберешь, тогда от коровы молоко отберешь».
Наблюдения за дикой природой помогали крестьянам вести сельское хозяйство. Цветет черемухалучшая пора для посадки картофеля. В какой день недели выпадал первый снег осенью, в тот день весной лучше высаживать картофельбудет хороший урожай. Огурцы лучше солить в тот день недели, на какой попадал праздник Рождества.
Нельзя давать комуто семена, если еще не начал сеять на своем огороде, а то не взойдут. Не щелкай семечки на огороде, а то вредители испортят посаженное. Весной, когда слышали кваканье жабы, старались ничего не высаживать, особеннолук, так как уродит таким маленьким, как жабьи глазки.
Разнообразный животный мир занимает большое место в представлениях древних славян. Животные и птицы могут быть благосклонны к людям, а могут быть и союзниками злых сил.
Если конь, выезжая со двора, упрямится, то дорога будет неудачной. В дороге кони фыркают, – радость ожидает в конце пути. Хорошую, породистую лошадь домовой может загонять ночью, конь становится порченым. Поэтому три дня после покупки лошади в конюшне на ночь ставили молоко и печенье, задабривая домового. Быки могут разговаривать перед Новым годом человеческим языком, и все сказанное ими сбывается. Поэтому стараются перед Новым годом особенно хорошо накормить домашних животных, чтобы не говорили плохо о хозяевах. Считалось, что козысоздания темных сил. Ведьмы не могут у коз отобрать молоко. Если козе подстричь бороду, то она не будет давать молоко. Чтобы корова не била ногами, перед тем, как доить, надо покормить ее из рук кусочками хлеба, освященного в церкви. Когда корова отелилась, нельзя никому ничего давать в долг, – будет уменьшаться молоко. Свиньи не переведутся, если купишь их на ярмарке не у женщины, а у мужчины. Наблюдая за животными, предсказывали погоду. У баранов шерсть стала ровной и длиннеена сырую погоду, а укоротилась и закрутиласьна сухую. Куры утром не выходят из курятникажди днем дождь. Кот ложится ближе к печи, будут морозы, а если лежит на полу у дверей, то будет оттепель.
Коты и собаки считаются друзьями человека. Если кот умывается лапкой, то будут гости. Если переходит дорогу, – надо подержаться за пуговицу, и все задуманное получится. Хозяйки старались держать во дворе возле курей черного петуха, — его боялись ведьмы и обходили стороной этот двор. Собака бежит напротив человека, то это хороший знак. Если девушку укусит собака, то она скоро выйдет замуж. Плохой приметой считалось, если собака воет. Собаку и кота не корми пересоленной едой, а то блохи заедят.
Птицы в представлениях древних народов считались посредниками между небожителями и людьми. Залетевшая птица в дом означала плохую примету. Синица стукнет в окнок гостям. Если филин на доме кричит, то когото выживает из дома. Сова смеетсязамуж ктото выйдет. Сорока кричит во дворегости будут. Гнездо с ласточкой на доме считалось оберегом от воров и пожаров.
Зайца сотворили нечистые силы. Если заяц перебегает комуто дорогу, то будут неприятности. Надо бросить ему вслед сорванной тут же травы, чтобы он вернулся назад и забрал неудачу.
Существовало поверье, что на Благовещенье (25 марта по ст.ст.) открывается земля и с нее выползают змеи, ужи и другие пресмыкающиеся. И только после этого праздника начинали полевые работы. Раньше же «беспокоить» землю считалось большим грехом. Весной змеи очень злые, могут укусить, если их потревожить. Было поверье, если гадюка укусит, то ее надо разрезать и этим разрезом смазать укушенное место. Уж в древности был в почете. В каком дворе плодятся ужи, там будет счастливая жизнь. Корова, у которой сосет молоко уж, будет хороша на удой. Нельзя брать жабу в руки, а то на руках появятся бородавки. Если жабы лезут в дом, – к убыткам.
На Юрьев день (23 апреля по ст.ст.) роса, по поверьям, имела чудодейственную силу. Домашних животных рано выводили в поле «на Юрьеву росу». Верили, что в этот день святой Юрий открывает ключами землю, чтобы выпустить теплую росу и теплое лето.
Большим грехом считалось кушать яблоки и груши до праздника Спас (19 августа по ст.ст.), особенно тем, кто потерял близких родственников; чтобы на том свете и им на праздник яблочко досталось. Верили, что на Спас лето с зимой встречается, потому и говорили: «Пришел Спас, готовь рукавички про запас».
Праздник Покрова торжественно праздновали 1 октября на Запорожской Сечи в храме святой Покровы. Казаки считали Богородицу своей покровительницей. В народе в это время предугадывали будущую зиму. Если ветер с севера, то зима будет очень холодной, а если с юга, – теплой. Говорили, что Покрова покроет или листом, или снегом. До октября заканчивали сев озимых, и начиналась пора свадеб. Девушки, которые хотели выйти замуж в этом году, молились: «Святая Покрова, покрой мне головоньку».
В древности территорию своего хозяйства огораживали деревянными кольями. У славян такой кол назывался «чур», а его охранное значение было перенесено и в быт. От нечистой силы «чурались», произнося: «чур» не я». Этот оберег встречается и в детских играх: «чур» я первый», «чур» – мое». Когда дети ходили в лес за грибами и ягодами, то чтобы не попасть в топи и болото, они бросали перед собой щепотку соли, произнося: «Не хочу, то и не вскочу».
Очень были важны в древние времена разные ограничения и предостережения. Первые девять дней марта считались неудачными, в понедельник старались не пускать постороннюю женщину в дом и чтолибо давать в долг, в среду и в пятницу сбываются проклятья. Верили в лихие часы и дни. Чтобы себя обезопасить, говорили с предостережением: «В добрый час сказать, а в лихойпромолчать». На Благовещенье нельзя трогать руками семена, а то не сойдут. На Илью не работали в поле, а то Илья спалит урожай. Нельзя бить по голове, а то ум отобьешь. Не бейся веником – «злыдни» нападут. В народном представлении «злыдни» – это ненасытные существа, которые отбирают все добро: «Богатствовременно, а злыдни вечны. Просились злыдни на три дня, да вот выгнать их нельзя». Избавиться от них можно, заманив в горшочек с чемто вкусным, и вынести на сильный мороз. Через три дня они замерзнут, а горшок следовало отнести подальше в лес.
Не маши ногами под столом, а то покусают собаки. Нельзя давать подаяние левой рукой, а то денег не будет; так же, как и свист в доме может к этому привести. Нельзя оставлять недоеденным хлеб, – в кусочках вся сила остается. Не давай хлеб через порог, – обеднеешь. Нельзя есть на улице, на виду у всех, – будешь рассеянным. Нельзя жене примерять шапку своего мужа, – любовь к ней угаснет. Если комуто передавали лишние деньги, это считалось плохой приметой для того, кому передают. Ночь будет бессонной для того, кто оставлял ложку в чашке или тарелке – «торчком ложка стоит, спать не велит» Входя первый раз в новый дом, брали с собой хлеб, скатерть, вышитый рушник, – на счастливую долгую жизнь.
Судьба отождествлялась со счастьем. «Под какой звездой» и «в какую минуту» родится человек, такова его и судьба. Чтобы добиться успеха, следовало найти свою судьбу. Считалось, что судьбаот Бога и ее не обойдешь.
Обряды в комплексе с поверьями и сейчас дают возможность человеку быть здоровым, укрепить достаток семьи, уберечься от нечистой силы. Древние славяне жили в гармонии с окружающим миром. Это и отражено в народных поверьях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.