Искусство орнамента сквозь века

Орнамент – одна из загадок искусства прошлого. Практически нет серьёзных исследований на тему орнамента в культуре. Одни приписывают орнаментам связь с религией и символами, другие эту связь полностью отрицают, говоря, что они служили для простого украшения бытовых предметов.

Искусство орнамента взаимодействовало с другими искусствами, (архитектурой, скульптурой, живописью). И всякий раз при изменении художественного стиля, орнаментальное искусство приобретало новые формы, в соответствии с веяниями времени.

Орнаменты средневековой Европы

Уже во времена позднего Рима рядом с римской культурой зарождалось искусство Раннего Средневековья. В начале истории Средних веков Европа находилась под сильным влиянием искусства Англии эпохи кельтов, которое сохранилось, несмотря на почти полное уничтожение кельтских племён англосаксами к седьмому веку Нашей эры. Из эпохи древних кельтов Европа активно заимствовала орнаменты.

В это время расцвело искусство иллюстрации и фрески, а вот искусство скульптуры находилось в плачевном состоянии. Скульптуры того времени называют «статуарными колоннами». Это были фигуры, полностью лишённые каких либо взаимодействий между собой, предполагаемых по сюжету. В оформлении скульптурных групп на фасадах, лестниц и других элементов наблюдается тяга к чрезмерному заполнению пространства узорами и деталями, более свойственная для восточной (индийской и арабской) культуры.

В то время появился романский стиль в искусстве, господство которого длилось с восьмого по десятый век Нашей эры. В искусстве оформления книги важной деталью было изображение свитка (картуш), этот орнаментальный элемент, изобретённый в Средневековье, позднее будет широко использоваться в искусстве классики.

Эпоха готики

По мере того, как европейские государства объединялись после феодальной раздробленности, наступила более богатая и оптимистичная эпоха готики. В это время в пространстве готических соборов и дворцов создаются необыкновенные пространственные и световые эффекты.

Одним из главных украшений готических построек был масверк – сложный литой орнамент, который включал в себя стреловидные элементы (на окнах), а также круги, трилистники, четырёхлистники и похожие на них орнаменты. В каждом готическом здании было большое круглое окно украшенное так называемой «готической розой» — металлическим узором, напоминающим цветок с множеством лепестков и вставленными в него витражами.

Главная особенность готической культуры – стремление вверх, к небу, придававшее зданиям лёгкость и воздушность. Для этого применялись бугорки – краббы на шпилях. Краббы создавали иллюзию движения, как бы «взбираясь вверх» по тонким шпилям, как бы динамично двигаясь по ним.

Многие думают, что Средневековье – это время господства мрачных красок, но на самом деле искусство готики отличалось необыкновенной полихромией и сочностью цветов на грани китча. Яркие красные, сочные зелёные, голубые и жёлтые цвета активно использовались в орнаментах, украшая жизнь людей не самой радостной эпохи.

Орнаменты классики

Барокко

С началом возрождения греческой культуры в Европе, в орнаментальное искусство снова приходят античные символы – жемчужина и раковина, Амур (преобразованный в персонажа путти), пальметка, и, конечно же, акант. Создание орнаментальных композиций на основе аканта достигло своего апогея в искусстве барокко.

В это время из меандра и цветочной розетки создаются причудливые полуцветы – полулистья и кустарники, в которых, как в настоящем лесу, живут животные и бродят охотники. В этом мотиве заметно влияние живописи с её сюжетами на орнамент. Картуши приобретают самую причудливую форму, создавая оформление для медальонов и принимая сложные очертания.

Рококо

Среди классических стилей особняком стоит стиль рококо, создавший неповторимое орнаментальное искусство. Основной темой для орнаментов рококо была тогда ещё малоизученная жизнь моря. В орнаментах фигурировали раковины наутилуса, веточки кораллов, появился сложный узор, называемый «роккайль», по форме напоминающий раковину. И чем меньше был предмет интерьера, тем большее сходство с этим узором ему придавали.

Орнаменты модерна

Модерн или ар – нуво был одним из последних стилей, в котором использовался орнамент (не считая орнаментов ар — деко). Орнамент модерна выражает символизм эпохи. Это искусство способно передать практически любые тонкие оттенки чувств.

Главными символами модерна являются цикламены, лилии, кувшинки, настурции, ирисы и маки. Особенность орнаментов ар — нуво состоит в использовании, казалось бы, непривлекательных мотивов из мира амфибий и насекомых.

Цвета модерна – «припудренные», тусклые и тонкие, а формы сильно (даже болезненно) изогнутые. Часто композиции и орнаменты модерна похожи на английскую букву S – основной мотив стиля, впервые появившийся на картине Германа Обриста «Цикламен» («Удар бича»). Однако часто появлялись и более необычные мотивы (например, орнамент в виде капли воды под микроскопом, в виде медуз).

Специалисты говорят, что орнаменты – это искусство допромышленной эпохи. Развитие промышленности положило конец господству узоров в бытовой жизни человека. И всё же нельзя не отметить важную роль орнаментов в культуре всего человечества и в искусстве самых различных народов, в том числе и народов Европы, в традиционной культуре даже тех народов, у которых до недавнего времени по каким – либо причинам не было профессиональной живописи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.