Народные промыслы России

Народные промыслы России – одна из древнейших форм русского искусства. Знаки и символы, используемые в народных росписях, часто восходят ещё к дохристианским временам и выражают уважение и интерес древних людей к природе. Народная культура разных краёв и областей России развивалась параллельно с профессиональным искусством живописи, часто перекликаясь и взаимодействуя с ним. Эти древние игрушки, серебряная посуда и мебель – кладезь вдохновения для художников современности!

Хохлома

Известная легенда о хохломе возводит появление этого ремесла к временам Ивана Грозного. Главные цвета хохломских узоров – чёрный, красный, светло – зелёный и золотой. Как ни удивительно, настоящей золотой краской мастера «пламенной хохломы» никогда не пользовались. Вместо этого использовался специальный лак. Тема узоров неизменна – ягоды и листья земляники, гроздья рябины, круглые красные ягоды, похожие на смородину. Образ ягоды восходит к языческому культу плодородия. В стилистике хохломы можно изготовить любой деревянный предмет, от ложки до стола или стула.

Палех

С глубокой древности в Палехе существовало знаменитое на всю Россию искусство иконописи. С приходом советской власти мастерам пришлось приспосабливаться. Вначале они перешли на коммунистическую тематику росписи. По сей день можно встретить в галереях странные, непривычные для нас палехские росписи с матросами, колхозными девушками и революционерами. По мере угасания коммунизма стала преобладать традиционная для России сказочная тематика, но иконописные приёмы в стилистике Палеха заметны до сих пор (стилизованный пейзаж с иконописными «горками», стилизация фигур и ладоней рук).

Кубачи

Всероссийскую известность получили не только промыслы Средней полосы России, но и ремёсла народов Кавказа, Севера, Сибири и Урала. Посёлок Кубачи в Дагестане в древности был центром маленького государства Зирихгеран (что в переводе означает «кольчужники»). В те времена основным занятием его жителей было изготовление дорогого оружия, украшение сабель. Со временем ассортимент пополнился шедеврами, изготовленными для мирной жизни. Сегодня в селе Кубачи выпускают серебряные кувшины, портсигары, чаши и подносы. У каждого мастера своя манера и свой узор. Серебрение – жёсткая мужская работа, требующая силы и одновременно филигранной точности. В процессе обработки на серебро наносят специальную массу, которая, застывая, образует чёрные детали на серебряных узорах.

Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась на Севере, в районе Архангельска. Роспись очень архаична по форме и напоминает рисунки времён палеолита, от которых, вероятно, и произошла. Главные герои Мезенской росписи — конь и птица, также часто появляются солярные символы и различные декоративные элементы. Мастера используют тёплые и согревающие цвета: красный, белый и чёрный, это цвета древности, которые люди в древние времена встречали в природе (красные камни, сажа, уголь).

Филимоновская игрушка

Во многих сёлах Средней полосы России (в особенности на Вятке) существуют собственные промыслы, связанные с глиняными игрушками и свистульками. Один из самых ярких примеров – филимоновская игрушка. Зная, что дети любят насыщенные цвета, мастера щедро раскрашивали игрушки сочными розовыми, жёлтыми, зелёными, голубыми и красными полосами и узорами. Филимоновская игрушка выглядит фантастично, ведь среди сюжетов, которые мастера выбирали для создания игрушек есть не только женщины с коромыслом и другие бытовые сценки, но и жар – птицы и совсем уж необычные сказочные существа с коровьей мордой, копытами, рогами и длинной, как у жирафа, шеей.

Каргопольская игрушка

Каргопольские мастера использовали более сдержанную цветовую палитру (природные зелёные, коричневые, голубые и другие матовые неяркие цвета). Чаще всего выбор персонажей ограничен деревенскими бородатыми мужичками и их жёнами, а также антропоморфными зверями выглядящими несколько грубовато. Но есть и необычные герои. Часто ремесленники лепили Полкана – фольклорного персонажа – получеловека – полуконя (или наполовину человека, наполовину пса). Этот малоизвестный сегодня персонаж русских былин в народных легендах обладал чудесной силой и помогал богатырям одолеть врагов.

Гжель

Во времена Российской Империи возле села Гжель нашли глину отменного качества и наладили производство керамики. Изначально фарфор окрашивали красками самых разных цветов, позднее все мастера перешли на знакомую нам бело – синюю палитру. Такое цветовое решение не было уникальным. Его применяли художники по всему миру (изразцы «азулежу» в Испании, голландские изразцы). И, конечно же, бело – синюю гамму использовали высоко ценимые в то время мастера китайской керамики. Бело – синяя гамма позволяет современным дизайнерам гжелевой посуды добиваться необыкновенных эффектов воздушности и лёгкости керамики.

Культура народов, населяющих Россию – древняя и богатая. Народные мастера древности обладали богатой фантазией и безупречным вкусом. Сегодня старые ремёсла находятся в хорошем состоянии. Усилиями властей и художников удалось спасти некоторые исчезающие народные промыслы, и сегодня мы можем любоваться на старинные росписи и игрушки – по сути живописную историю нашего народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.