Страх смерти у дошкольников (5-7 лет)

Страх смерти – один из основных страхов человека. У детей старшего дошкольного возраста он выражен особенно ярко. Психологи уверены, что страх смерти инстинктивен, как и желание жить. Он заложен самой природой. Какова же его причина?

Дети в 5-7 лет активно познают мир и неизбежно сталкиваются с абстрактными понятиями и философскими категориями, которые не могут для себя объяснить, в том числе смерть знакомых и близких людей. Смерть – значит неизвестность, а неизвестность всегда страшит. Она страшит не только детей дошкольного возраста, но и самих взрослых.

Как проявляется страх смерти у ребенка

Беспечные малыши к четырем–пяти годам вдруг начинают задумываться над вопросами мироздания. К ним приходит понимание, что они не будут жить вечно, что есть и смерть. В связи с этим у детей возникают различные страхи: нападения непонятных чудовищ, темнота, пожары и т.д. Все они олицетворяют основной – страх смерти.

В первую очередь он проявляется в ночных кошмарах и капризах с наступлением темного времени суток. «В этом нет ничего неестественного», – ответит родителям любой практикующий психолог. – «Это абсолютно нормальный и закономерный этап развития».

Детский интерес к смерти

Тема смерти не только страшит старших дошкольников, но и вызывает у них неподдельный интерес. Впервые он появляется у ребенка к четырем годам, когда мальчики и девочки начинают просто засыпать взрослых своими вопросами: «Дедушка умер?», «Бабушка умерла?», «Ты умрешь?», «А я тоже умру?»

Разговор с ребенком о смерти неизбежен, хотя у многих народов он считается под запретом и страшит взрослых, у которых не всегда есть готовые ответы. Но, психологи считают, что малышу будет легче осознать свой страх и побороть его, если родители открыто с ним будут говорить на эту тему.

Разговор с ребенком дошкольного возраста о смерти

Формирование правильного представления о жизни и смерти ложится на плечи родителей. Как же разговаривать с ребенком о смерти и отвечать на возникший поток детских вопросов? В дошкольном возрасте дети склонны все одушевлять и приписывать любому предмету человеческие черты, наделяя их особым смыслом, поэтому разговор лучше построить в доступной для ребенка форме – сказки.

Образ потерянного близкого человека для ребенка можно сравнить с бабочкой, цветком или пчелкой. Начало может быть стандартное: «Жил-был…», а дальше ребенок сам примет активное участие в создании сказочной истории и поможет взрослому своими наводящими вопросами.

Даже неверующий человек может сочинить и рассказать историю о том, что человек умер, совершив только добрые дела, но память о нем в сердцах его близких продолжает жить. Если сочинить сказку трудно, то можно просто рассказать историю из собственного детства.

Разговор также можно построить и серьезно, как если бы вы разговаривали со своим другом. Даже если ребенок не знает каких-то взрослых слов, он обязательно интуитивно поймет их значение.

Не стоит употреблять в серьезном разговоре с ребенком таких фраз, как «вечный сон» и негативных описаний, которые, наоборот могут усугубить у ребенка проблемы со сном, и не помогут преодолеть возникший страх смерти.

Что после смерти

Один из часто задаваемых ребенком старшего дошкольного возраста вопросов в разговоре бывает «Что после смерти?». От него-то родители и начинают теряться. В глубоко верующей семье расскажут про прелести загробной жизни, остальные – разводят руками или уклоняются от ответа.

Уклоняться и нервничать ни в коем случае не нужно, считают психологи. Дети быстро почувствуют тревогу.

При ответе на этот вопрос лучше всего использовать метафоры и метафорические истории. К примеру, что добрая фея или добрый волшебник подарили человеку кроме тела еще нечто, что называется душа. И душа продолжает жить и после смерти. Она живет в добрых делах ушедшего, его поступках и памяти близких.

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека

У молодых родителей часто возникает вопрос и о том, как сообщить о смерти близкого человека, чтобы не ранить детскую психику. В данной ситуации нет необходимости обманывать ребенка и прикрываться заготовленными заранее фразами о том, что любимая бабушка находится в больнице, но скоро поправится и вернется или, что любимый дедушка уехал далеко-далеко по делам, но обязательно вернется.

Дети очень чувствительны, когда с ними неискренни, начинают додумывать, что может негативно сказаться на уязвимой детской психике. Лучше сразу сказать правду и объяснить все в доступной для ребенка словоформе, взять его в церковь на отпевание или сводить на могилу умершего близкого человека.

Виртуальная смерть

В современном мире любая информация доступна даже для маленького ребенка. В каждом доме есть интернет и спутниковое телевидение, которые быстро способны освоить старшие дошкольники. Но, отнюдь не вся получаемая информация полезна для развития здоровой детской психики.

Психологи, педагоги и медики являются большими противниками всевозможных «стрелялок» и жестоких фильмов, которые не только не способствуют проработке страха смерти, но и провоцируют множество других неосознанных страхов.

Задумываясь о том, как рассказать ребенку, что жизнь не вечна и люди умирают, постарайтесь вспомнить свои чувства, свои эмоции, как вы сами побороли страх смерти и, что вам помогло его преодолеть. Чем раньше вы поговорите с ребенком о его страхе, тем быстрее поможете ему справиться с ним, тем больше шансов, что у малыша сложится правильное представление и о жизни и о смерти.

admin
Оцените автора
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Аноним

    Иногда психологам нужно к психологу! Никогда у здорового радостного и счастливого ребёнка не бывает страха смерти, он вминуту забывает о смерти близких людей, потому что радость переполняет душу! Психологи, вы бы лучше выяснили от чего человек теряет эту самую радость, чем объяснять это тем, что у ребёнка в 5 лет появилось эдакое мировоззрение!